Меры прямой финансовой государственной поддержки предпринимателей и малых предприятий, работающих в отраслях наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции в 2020 году.

 

Прямая финансовая поддержка предусмотрена в виде предоставления субсидий (на безвозмездной и безвозвратной основе) по трем уровням бюджетной системы: федеральном, региональном (областном) и местном (районном).

1. Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам МСП в т. ч. без наемных работников в целях частичной компенсации затрат, связанных с ухудшением ситуации по осуществлению ими деятельности, сохранению занятости и на оплату труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Размер субсидии составляет 12 130 рублей на каждого наемного работника в марте 2020 года, включая самих индивидуальных предпринимателей.

Правила предоставления данной субсидии утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 года №576.

Основные условия для получения субсидии:

- включение получателя субсидии в единый реестр субъектов МСП по состоянию на 01.03.2020 г.

- отнесение вида деятельности по основному ОКВЭД к отраслям наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции и включенных в специальный Перечень таких отраслей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020г. № 434 с изменениями.

- отсутствие недоимки по налогам и страховым взносам в общей сумме более 3 тыс. рублей.

Количество наемных работников в месяце, за который выплачивается субсидия, должна составлять не менее 90% от количества работников в марте 2020 года.

Количество работников получателя субсидий определяется органами ФНС России на основании данных Пенсионного Фонда РФ из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ – М).

Для получения субсидии за апрель 2020г. получатель субсидии должен обратиться с заявлением по установленной форме в органы ФНС в период с 1 мая 2020 года до 1 июля 2020 года, а для получения субсидии за май 2020 года – с 1 июня 2020г. до 1 июля 2020 года.

Налоговый орган осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии производит расчет размера субсидии и формирует реестр получателей субсидии, который направляется в органы Федерального казначейства.

Федеральное казначейство не позднее 3-х рабочих дней передает реестр в банк для перечисления размера субсидии на счет получателя субсидии открытый в банке.

Заявление на получение субсидии подается заявителем в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с использованием электронной подписи через операторов электронного документооборота.

Всю подробную информацию о возможности получения данной субсидии можно узнать в специальном сервисе на главной странице официального сайта ФНС России nalog.ru – «Ваш бизнес пострадал? Получите субсидию от государства».

2. Субсидия из регионального (областного) бюджета на оплату труда и оплату коммунальных услуг предоставляется организациям (субъектам МСП), пострадавшим от коронавирусной инфекции со средней численностью работников более 100 человек в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16.04.2020г. №307 (с изменениями).

Всю подробную информацию о порядке получения данной субсидии можно посмотреть на официальном сайте Минпромторга Нижегородской области: minprom.government-nnov.ru (Главная страница, Деятельность, Основные направления деятельности, конкурсы и мероприятия).

1). Заявка на получение субсидий из областного бюджета принимаются с 14.04.2020 года до 29.05.20250 года.

2). Обязательным условием получения субсидии является согласие работников организаций на выполнение общественных социально значимых работ.

3. Субсидии из местного (районного) бюджета, полученные за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Субсидии из районного бюджета предоставляются организациям (субъектам МСП) со средней численностью работников менее 100 человек и самозанятым гражданам, зарегистрированным в качестве налогоплательщика спец. Режима «налога на профессиональный доход» (НПД) и осуществляющих деятельность в отраслях, пострадавших от коронавирусной инфекции.

Организациям (субъектам МСП) работающим в сферах общественного питания, косметических салонов, салонов красоты, парикмахерских и прочих персональных услуг согласно ОКВЭД, указанных в пункте 1.2 Порядка предоставления субсидий организациям (Приложение 1 и 2 к постановлению администрации Тоншаевского муниципального района от 30.04.2020г. №206) предоставляются субсидии в целях возмещения части затрат на оплату труда и на оплату коммунальных услуг т.е. по 2 направлениям.

Предприниматели, не имеющие наемных работников, имеют право на получение субсидий на возмещение части недополученных доходов в размере 13 942,53 руб. в месяц.

3.1. Размер субсидии для организаций на оплату труда наемных работников определяется из расчета 13 942,53 руб. в месяц и суммы страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование на каждого работника в зависимости от режима налогообложения.

Обязательные условия для получения субсидии на оплату труда:

- организация, имеющая наемных работников должна подтвердить, что численность работников уменьшилась не более чем на 10 процентов по сравнению с мартом 2020 года (Подтверждением может служить месячная отчетность в Пенсионный Фонд РФ «Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М).

- организация, имеющая наемных работников должна взять на себя обязательство не снижать численность работников с сохранением заработной платы до снятия действия режима повышенной готовности из-за коронавирусной инфекции более чем на 5 процентов (по сравнению с апрелем 2020 года).

- организация должна осуществлять выплату заработной платы всем работникам за период нерабочих дней, установленных по Указу Президента РФ от 02.04.2020г. №239 в соответствии с трудовым законодательством.

- организация должна предоставить согласие всех работников организации (если работников нет – на руководителя организации (ИП) – на выполнение общественных социально-значимых работ за исключением работников не могущих быть привлеченными к общественным работам по состоянию их здоровья и жизненной ситуации (например: граждане имеющие детей до 14 лет, которых не с кем оставить дома из-за не работы детских садов и школ), при этом сумма субсидии на оплату труда определенная в соответствии с пунктом 1.4   Порядка предоставления субсидий организациям (Приложение 1 к постановлению администрации Тоншаевского муниципального района от 30.04.2020г. №206) пропорционально уменьшается.

- организация не должна заниматься реализацией подакцизных товаров.

3.2. Основные требования к организациям на получение субсидии на оплату коммунальных услуг те же что и для получения субсидии на оплату труда.

Численность работников организации для получения субсидии на оплату коммунальных услуг определяется по формам федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», П-3 «Сведения о финансовом состоянии и заработной плате работников», П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».

В перечень коммунальных услуг, подлежащих субсидированию, входят:

- снабжение холодной водой;

- водоотведение;

- отопление;

- электроснабжение;

- вывоз ТКО.

Размер субсидии составляет 100 (Сто) процентов затрат по оплате коммунальных услуг, минимально необходимых для поддержания функционирования организации.

3.3. Предоставление субсидии самозанятым гражданам, являющимися плательщиками налога на профессиональный доход в целях компенсации части, связанной с недополучением доходов из-за приостановления их деятельности в условиях распространения коронавирусной инфекции, осуществляется при условии дачи согласия самозанятых граждан на выполнение ими общественных социально значимых работ.

Размер субсидии определен из расчета 13 942,53 рубля в месяц.

Ознакомиться с порядком подачи заявок на получение этих 3-х видов субсидии из районного бюджета и необходимым пакетом прилагаемых документов можно на официальном сайте Администрации Тоншаевского муниципального района в сети Интернет: tns.omsu-nnov.ru. (Главная страница, Важная информация, Коронавирусная инфекция COVID-19, меры поддержки организаций, ИП, самозанятых граждан).

В правила предоставления государственной поддержки для организаций и субъектов МСП пострадавших от COVID -19 постоянно вносятся изменения и дополнения.

Так 11 мая 2020 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин в очередной раз озвучил целый ряд новых мер поддержки бизнеса:

- с 1 июня 2020 года запускается льготная кредитная программа. Кредиты будут выдаваться в размере 1-го МРОТ (12 130 рублей) из расчета на каждого сотрудника организации под 2% со сроком погашения кредита – 01.04.2021 года.

Если предприятие за это время сохранит не менее 90% своих работников – кредиты и проценты по ним будут списаны полностью за счет государства.

Если предприятие сохранит не менее 80% работников- будет списана за счет государства половина самого кредита и процентов по нему.

- за 2 квартала 2020 года (апрель, май, июнь) будут полностью списаны все налоги, (за исключением НДС) и страховые взносы.

- самозанятым гражданам, плательщикам налога на профессиональный доход государством будет предоставлен «налоговый капитал» в размере 1-го МРОТ (12 130 рублей) на оплату налогов в 2020 году.

Для реализации этих мер поддержки, озвученных президентом, сейчас готовится законодательная база на разработку и принятие которой потребуется некоторое время.

4. Кроме этого семьи индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, деятельность которых вынужденно приостановлена Указом губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 года №27 не имеющих наемных работников и работающих на рынке прочих персональных услуг населению в т.ч. осуществляющих розничную торговлю непродовольственными товарами, не вошедшими в перечень непродовольственных товаров первой необходимости и чей среднедушевой доход на члена семьи за предшествующие обращению 3 месяца ниже величины прожиточного минимума по категории, имеют возможность получить денежные средства (адресную социальную поддержку) в размере 11 248,00 рублей на первоочередные нужды (покупку продуктов первой необходимости, оплату услуг ЖКХ и др.).

Адресная поддержка в виде государственной социальной помощи оказывается на основании заключенного социального контракта в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004г. №27 (с изменениями).

Для этого ИП и самозанятые граждане могут обращаться по месту жительства в Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» (ГКУ «УСЗН») в следующем порядке:

1. По телефону 2-11-63,2-16-45 получить консультации специалистов УСЗН и согласовать дату записи на прием.

2. Заполнить заявление установленной формы, которое должно содержать письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи заявителя на заключение социального контракта и на проверку предоставленных заявителем сведений.

3. Заполнить анкету о семейном и материально-бытовом положении семьи и предоставить документы, подтверждающие сведения о доходах, статус и вид деятельности.

Таким образом, для получения мер поддержки необходим следующий комплект документов:

1. Паспорт или иной документ удостоверяющий личность

2. Свидетельство о регистрации ИП или документ подтверждающий статус самозанятого, а также вид деятельности.

3. Для работающих членов семьи – трудовую книжку (оригинал или копию).

4. Справку о доходах за последние 3 месяца (для самозанятых – распечатанную из приложения, для ИП –декларацию если декларация не сдавалась – указать размер дохода в заявлении и анкете).

Социальный контракт для ИП и самозанятых граждан представляет собой документ, предусматривающий их обязанности по выполнению плана мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, представлению ежемесячного отчета о расходовании полученных средств.

С порядком получения данного вида социальной поддержки и заключения социального контракта можно ознакомиться на сайте Министрества социальной политики Нижегородской области:

minsocium.ru (главная страница, услуги и функции, ИП и самозанятые).

5. Информация о государственных мерах этих и других видов поддержки субъектов МСП (налоговой, кредитной, лизинговой, имущественной не финансовой в т.ч. по отсрочке сдачи налоговой, статистической и прочей отчетности и т.д.) можно ознакомиться на следующих сайтах в системе «Интернет»:

5.1. ФНС Росси: nalog.ru (главная страница, коронавирус: меры поддержки бизнеса).

5.2. Минэкономразвития РФ: ekonomy.gov.ru (главная страница, меры поддержки бизнеса. «Бизнес навигатор», субсидия для Малого Бизнеса).

5.3. сайт: стопкоронавирус.рф (главная страница, Меры поддержки малых и средних предприятий).

5.4.Минпромторг Нижегородской области: minprom.goverment-nnov.ru (главная страница, Полезная информация для бизнеса (период COVID-19) и сервис «Меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19).